21:56 Сон и тревога: взаимосвязь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация:
В данной статье представлены результаты по исследованиям влияния продолжительности сна студентов Ижевской государственной медицинской академии на успеваемость, развитие тревожно-депрессивных изменений, здоровье. Abstract:
This article presents the results of research duration of students sleep effects on academic perfomance, development of anxiety-depressive changes, health.
Ключевые слова:
студенты; сон; депрессия; стресс; успеваемость; здоровье.
Keywords:
students; sleep; depression; stress; academic performance; health.
Введение Сон - периодически возникающее функциональное состояние организма человека, которое проявляется отключением сознания, отсутствием реакций на внешние раздражители, физической пассивностью и относительной неподвижностью спящего. [1] Известно, что периодическое чередование естественного сна и бодрствования относится к так называемым циркадианным ритмам (биоритмам средней частоты) и во многом определяется суточным изменением освещенности. Суточные биоритмы наблюдаются и у растений. Гелиотропы в светлое время суток открывают листья, а в тёмное - закрывают, даже если растение всё время находится в тёмном помещении и не получает информации о том, день сейчас или ночь. Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловило давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию [2]. Сон является жизненно необходимым для человека. Он способствует переработке и запоминанию информации. Во сне облегчается мобилизация механизмов памяти, поскольку снижена внешняя информационная нагрузка, вызванная шумовыми помехами и другими факторами. Сон оказывает системное влияние на организм. В процессе сна происходит перестройка деятельности нервных центров, регулирующих состояние гормональной сферы, интенсивности обмена веществ, висцеральных функций. Происходит восстановление энергетического потенциала клеток. Также сон выполняет протекторную функцию, повышая стрессоустойчивость мозга и организма в целом. Нормальный сон способствует сохранению психоэмоционального статуса человека [3]. Сон восстанавливает мозг до состояния, при котором можно учиться и приспосабливаться к окружающим условиям в периоды бодрствования. Некоторые данные свидетельствуют, что наряду с другим положительным влиянием на обучение и память, сон помогает дальнейшему приобретению новых воспоминаний (о том, что случилось до следующего периода сна). Во многих исследованиях показано, что ночной сон способствует усвоению нового материала значительно лучше, чем целый день бодрствования [4]. Многие из студентов медицинских вузов отказываются от здорового сна ради учёбы. Однако недостаток сна невозможно восполнить чем-либо другим. Сон имеет огромное значение для здоровья, успеваемости и психологического состояния. Многие страдают от недостатка сна, стремясь выполнить больший объём работы. Но сколько бы дополнительных часов люди не тратили на работу, вместо того чтобы нормально выспаться, это не сильно увеличивает производительность. Внимание, память и другие функции ухудшаются, и все задания выполняются медленнее и хуже. Лишение сна бьёт по здоровью: снижается иммунитет, сознание становится «туманным», кроме того, лишение сна грозит психическими заболеваниями, развитием тревожно-депрессивных изменений и сокращает срок жизни. Цель работы: Определить влияние нарушений сна на успеваемость, развитие тревожно-депрессивных изменений у студентов ИГМА. Задачи: 1) Проведение анкетирования студентов ИГМА. 2) Сбор статистического материала. 3) Анализ и обобщение полученных данных. Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на базе ИГМА. Всего было опрошено 89 студентов. Для изучения влияния нарушений сна на успеваемость, развитие тревожно-депрессивных изменений была создана анкета. В ней имеются вопросы, касающиеся общих данных студентов, продолжительности сна, качественных характеристик сна, успеваемости, наличия депрессии и состояния здоровья. Результаты исследования: По данным исследования 84,3% всех опрошенных составляют девушки, 15,7% юноши. Все исследуемые были разделены на три группы: студенты, которые спят ночью 3-5ч (12,4%); те, кто спит по 5-7 ч (68,5%); те, кто спит по 7-10ч (19,1%).
Вывод: Студенты первой группы (спящие 3-5 часов в день) и страдающие недостатком сна в 2,3 раза чаще подвергаются стрессу, чем студенты второй группы (спящие 5-7 часов) и в 3,8 раз чаще, чем студенты третьей (спящие 7-10 часов). У студентов первой группы наивысший процент отличников, однако у них же самый высокий процент троечников, а, значит, большая часть студентов этой группы не справляется с учебной нагрузкой, т.к. не имеют полноценного отдыха ночью, а остальные учатся в ущерб психологическому здоровью, это подтверждается тем, что в этой группе самый большой процент людей, имеющих признаки тяжёлой депрессии. Однако здесь же обнаружено больше всего людей, не страдающих депрессией вообще, что может говорить об активации резервных сил организма в условиях недостатка сна. Скорее всего, с этим связано и отсутствие у опрошенных хронических, острых инфекционных заболеваний, а также обнаружено наименьшее количество людей, подверженных осложнениям. Кроме того, в этой группе больше всего студентов, имеющих усталость по утрам. Вторая группа занимает промежуточное положение по успеваемости. В этой группе больше всего студентов страдают лёгкой формой депрессии. Третье место группа занимает по частоте осложнений, инфекционных, хронических заболеваний. Процент студентов, чувствующих по утрам усталость такой же, как в третьей группе. Третья группа имеет самый высокий процент ударников и самый низкий процент троечников. Благодаря оптимальному режиму сна в этой группе больше всего людей, не имеющие депрессии, отсутствуют студенты, страдающие её тяжёлой формой. По частоте инфекционных, хронических заболеваний и осложнений инфекционных заболеваний группа занимает второе место. В современном мире вообще и в медицинском институте, в частности, действительно сложно соблюдать правильный восьмичасовой режим сна. И это приводит ко многим нарушениям в организме, влияющим на самочувствие и работоспособность человека. Избежать таких последствий поможет выполнение некоторых простых рекомендаций: 1) Выполняйте регулярно физические упражнения. Они помогут снять напряжение, накопленное за день, что обеспечит качественный, крепкий сон, а также будут способствовать быстрому засыпанию. Однако не нужно выполнять их непосредственно перед сном, иначе можно добиться противоположного эффекта. 2) Проветривайте комнату, чтобы обеспечить комфортные условия для сна, ведь температура тела (и мозга) подчиняется циркадному ритму, и, когда она понижается, хочется спать. Охлаждение мозга не просто связано с засыпанием, а стимулирует его [5]. 3) Чередуйте периоды работы и отдыха. 50 минут продуктивной деятельности, 10 минут перерыва. 4) Перед сном избавьтесь от негативных мыслей. Чтобы отвлечься от них, можно послушать музыку. 5) Чтобы чувствовать себя бодро, учитывайте, что цикл сна составляет примерно 1,5 часа. Если проснуться в конце цикла вы будете чувствовать себя выспавшимся. Поэтому заводите будильник так, чтобы отрезок времени, который вам предстоит проспать делился на 1,5. Самый полноценный сон включает в себя 5 таких циклов. 6) Соблюдайте режим питания, ешьте пищу, богатую витаминами. Особенно витамином С. Это поддержит ваш иммунитет, если вы испытываете недостаток сна. Важно, чтобы последний приём пищи был не позже, чем за 3 – 4 часа до сна. Вы не будете чувствовать себя голодным и не будете набирать лишний вес. Также благодаря этому улучшится качество сна.
Макарова Регина Валерьевна Ижевская государственная медицинская академия студент Матросова Анастасия Андреевна студентка Ижевской государственной медицинской академии, Макарова Регина Валерьевна студентка Ижевской государственной медицинской академии, Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Попова Наталья Митрофановна Соавтор: кандидат медицинских наук, доцент Толмачев Денис Анатольевич | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 16 | 1 2 » | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
1-10 11-16 | |||||||||||||||||||||